Словин Леонид - Вместо Послесловия
Леонид СЛОВИН
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
"ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА -
рассказы, повести, романы, изображающие
процесс раскрытия преступления".
Советский энциклопедический
словарь. М., "Советская энциклопедия",
1983.
При исследовании произведений детективной литературы стало едва ли не
традицией предварительное обращение к природе, специфике и законам жанра
криминального романа. Во всяком случае, это уже никого не удивляет.
Происходит это, как кажется, не только вследствие относительной
юности жанра - фактически он у нас все еще продолжает формироваться, но и
потому, что у его истоков нет ни одного из тех привычных имен, на которые
принято ссылаться в качестве авторитетов. Не писали детективы ни А. С.
Пушкин, ни Н. В. Гоголь, нет их у Л. Н. Толстого. Поэтому и приходится
обращаться не к живым образцам, а к "мертвой" теории, в которой тоже, к
сожалению, не выработано пока единого взгляда на жанр.
Все чаще определенную часть детективных произведений, где раскрытие
тайны отнесено в конец повествования, круг подозреваемых узок, а подлинный
виновник преступления умело укрыт от "проницательного читателя", называют
построенными по "законам классического детектива", в то время как
произведения, рассказывающие о повседневной, трудной и героической
деятельности сотрудников прокуратуры и органов внутренних дел, отвечающих
за личную и имущественную безопасность граждан, относят к
"производственному роману", поскольку речь идет о милицейском или
следственном "производстве".
С этим делением можно соглашаться и не соглашаться. Во всяком случае,
теоретические дискуссии вокруг детективного жанра практически не
прекращаются, и это обнадеживает.
В последнее время проблему детектива порой формулируют так: "Каким
должен быть современный детектив? Литературной головоломкой или
исследованием нравственного начала в человеке?" При этом упускается из
виду то, что исследование нравственного начала в человеке на страницах
детективного произведения происходит иначе, чем в других жанрах, - через
раскрытие тайны преступления, то есть опять-таки с помощью "литературной
головоломки".
"По одну сторону стоял литературный роман и реальная жизнь, по другую
- роман детективный, особый срез реальной жизни", - писал Бертольт Брехт в
статье "О популярности детективного романа". И в другом месте: "Но
интеллектуальное наслаждение доставляет з а д а ч а-г о л о в о л о м к а,
которую детективный роман ставит перед сыщиком и читателем".
Следует отметить, что в советском детективе, героями которого
являются не частные сыщики, а работники органов дознания и прокуратуры,
руководствующиеся уголовно-процессуальным законодательством, криминальная
интрига, как правило, всегда служит поводом для того, чтобы пристальнее
вглядеться в лица и характеры людей, как тех, для кого раскрытие
преступлений - их обычные трудовые будни, так и тех, кто волею
обстоятельств вовлечен в русло стремительных и на первый взгляд загадочных
событий, связанных с преступлением, и, наконец, также и тех, кто преступил
закон.
Тому убедительное свидетельство - книга В. Гусева "Шпагу князю
Оболенскому!", где увлекательная литературная головоломка соседствует с
серьезным исследованием нравственного начала в человеке.
Легко заметить, что повести "Шпагу князю Оболенскому!" и "Конкур со
шпагой" построены в строгом соответствии с "законами классического
детектива". Первая из них отличается к тому же единством действующих лиц,
времени и места, в "Конкуре со шпагой" единство это п