3205e474     

Скрягин Лев - Взрывы На Северной Двине



Лев СКРЯГИН
Взрывы на Северной Двине
Незадолго до Февральской революции в Архангельске одна за другой
произошли две крупнейшие в истории катастрофы. О них поначалу не очень-то
распространялись по условиям военного времени. Затем революция, гражданская
война и острая политическая борьба в стране надолго отодвинули их на задний
план. И только сейчас стало возможным рассказать о трагических событиях,
происшедших на берегах Северной Двины почти восемьдесят лет назад...
ПЛАМЯ НАД БАКАРИЦЕЙ
Утром 17 октября 1916 года жители Архангельска увидели, как на Двине,
напротив городского собора, отдал якорь грузовой пароход под флагом
"Северного акционерного пароходного общества". Его название "Барон Дризен".
На рейд Архангельска "Барон Дризен" прибыл прямым рейсом из Нью-Йорка с
грузом особого назначения, изза чего морские власти города запретили ему
пришвартоваться к городскому причалу. Простояв почти неделю на Двине
напротив собора, 23 октября "Барон Дризен" поднялся вверх по реке и стал у
причала № 20 в Бакарице для разгрузки. На его борту было 3700 тонн военного
снаряжения, в том числе 1600 тонн взрывчатых веществ: 300 тонн
тринитротолуола, 300 тонн бездымного пороха, почти 100 тонн черного пороха,
30 тонн мелинита, 100 000 гранат и шрапнелей, 26 000 детонаторов и других
опасных грузов.
26 октября стрелки часов городской ратуши Архангельска показывали без
трех минут час пополудни, когда со стороны Бакарицы донесся неслыханный
доселе на этих берегах страшный взрыв и еще через несколько секунд -
второй, такой же мощности... Над Бакарицей, с левого берега Двины, в серое
осеннее небо взметнулся оранжевый язык огромного пламени, и над прибрежными
лесами повис исполинский гриб черного дыма.
На месте, где стоял "Барон Дризен", в воздух взлетели огромные, весившие
десятки тонн куски корпуса, части его машины, паровые котлы, бревна и доски
причала. Все это, поднявшись в небо, несколько секунд висело над Двиной...
Сразу же после взрыва злополучного парохода на берегу загорелись ящики с
выгруженными с "Барона Дризена" взрывчатыми веществами. То и дело с левого
берега Двины слышались отдельные и групповые взрывы, вспыхивали новые
пожары. Оставшиеся в живых грузчики, рабочие, матросы и солдаты в панике
разбегались в разные стороны. Бакарица пылала...
Примерно через час к месту катастрофы из города стали прибывать буксиры и
паровозы. Для тушения огня они доставили несколько взводов солдат местного
гарнизона. Только поздно ночью им удалось ликвидировать последние очаги
пожара.
Число человеческих жертв этой катастрофы было велико... Погибло и пропало
без вести около тысячи человек. По официальным данным, взятым из отчета
губернатора Архангельска, собрали и погребли 607 трупов, а число раненых,
зарегистрированных в больницах города, составило 1166 человек.
КАТАСТРОФА В ЭКОНОМИИ
Не прошло и трех месяцев после трагедии в Бакарице, как до Архангельска
донеслись новые взрывы. На этот раз со стороны Экономии, расположенной в 25
километрах ниже по реке на берегу притока Двины - Кузнечихи.
13 января 1917 года, в начале 10 часов утра, гул мощного взрыва пронесся
над городом, пошатнулись дома, со звоном вылетели в окнах стекла, двери
сами, как в сказке, распахнулись. Около часа пополудни в городе услышали
второй, не менее мощный взрыв, а под вечер, в половине пятого, третий.
Что же произошло на этот раз?
16 декабря 1916 года в Кольском заливе близ Мурманска ледокольный пароход
"Семен Челюскин" принял с борта французског



Содержание раздела