3205e474     

Скобелев Эдуард - Катастрофа



Эдуард Мартинович Скобелев.
Катастрофа
Действия романа происходят в стране, формально освободившейся от
колониального гнета, но фактически зависимой от монополистического
капитала.
Произошел атомный взрыв. Война или несчастный случай? Этого мы не
знаем. Мы видим людей, привыкших жить по - волчьим законам, -
противостоящих друг другу, равнодушных к судьбам человечества.
Роман разоблачает антигуманную сущность империализма, его политики и
идеологии, призывает к сплочению всех демократических сил в борьбе за мир.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие А.Адамовича
Катастрофа. Роман
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот роман - о возможной ядерной войне - у нас первый, по крайней
мере, мне не доводилось читать об этом в нашей художественной литературе.
И сразу вопрос: а зачем? Зачем мне, нам узнавать гипотетические
подробности того дня? О котором мы, конечно, не можем не думать, особенно в
современной общемировой ситуации, но останавливаться на котором...
"В самый момент вспышки все пространство наполнилось каким-то шорохом,
ужасающим, вибрирующим звуком. Никто еще не кричал, ничто не ломалось, не
рассыпалось, не плавилось, не опрокидывалось, не занималось огнем, - звук
исходил из-под земли, точнее, от каждого предмета, попавшего в океан
убийственных лучей. Белые, искореженные тела... замерли, вытянулись и, я
полагаю, испарились, потому что внезапно пропали, замутившись, точно парок
над котлом..."
Ответов на протестующее чувство, на желание зажмуриться и не видеть:
зачем? зачем мне об этом читать? - может быть много, и самых разных.
Есть ответ и в самом романе Эдуарда Скобелева. Он высказан писателем
Фроммом, человеком в общем-то малосимпатичным, насквозь буржуазным, но
который, когда все уже случилось, произошло, в своих рассуждениях
обнаруживает высоту взгляда порой общечеловеческую.
"Захлестывает ярость, хочется все крушить, ломать, уничтожать, никому
не давать пощады, ни правому, ни виноватому. Теперь все виноваты, и
безвинные больше виновных, потому что не остановили их. Как? Теперь-то
ясно, когда повсюду смрад от гниющих трупов, - нужно было идти на смерть,
но говорить правду, нужно было гибнуть, но бить в колокол, нужно было
отстаивать равенство как основу разума, изобличать дураков, стрелять в
негодяев!..
Теперь-то мы были бы счастливы начать со вчерашней отметки, решиться
на борьбу за спасение человечества, но - часы уже пробили двенадцать,
ничего не изменишь. Горы оружия, в которое мы вкладывали свои надежды,
никого не спасли...
Ярость клокочет, разрывает все изнутри, страшным нарывом сосет мозг,
пучится, взламывая черепную коробку: ну, почему, почему я раньше не сделал
того, что мог сделать? Почему я и почему другой оказались трусами,
соглашателями, болтунами, лжецами, гнусными гадами? почему мы не сумели
предотвратить катастрофы? почему предпочли плевые интересы своего уюта,
желудка, положения и банковского вклада своим высшим интересам жизни и
продолжения рода?..
Нужно было грызть зубами глотки, идти на пули, на виселицы, но
поднимать народы против горстки ублюдков, создавших систему мировой лжи,
мировой эксплуатации и мирового террора!.."
Как бы правильны ни были эти мысли, но они нужны людям "до", а не
"после" - когда уже будет поздно. И не прямая ли задача литературы сегодня
- будить, поддерживать всеми средствами мысль о прямой ответственности
каждого за будущее людей, человечества! Наступила пора ей взорваться, той
проклятой бомбе - в литературе. В душах, в сознании наших писателей,
художников. Со всей,



Содержание раздела