3205e474     

Скачков Б - Послесловие К Сборнику 'лунная Ночь'



Б. СКАЧКОВ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Сегодня положение дел в польской научной фантастике можно было бы
охарактеризовать одним словом - "ожидание". Кому-то подобная оценка,
сознательно, впрочем, упрощенная, покажется неверной, и если ему захочется
оспорить ее, аргументы "contra" подыскать будет нетрудно. Казалось бы, все
выглядит вполне благополучно, и подспудная работа идет. Появляются новые
авторы, громко возвещая о своем вступлении в литературную жизнь объемистыми
антологиями вроде "Машины воображения", "Гостя из глубин" или нескольких
выпусков "Встречи на просторах" - наследницы приснопамятных "Послания с
Пятой планеты" (1964) и "Зова на Млечном Пути" (1975), составленных
"польским Гернсбеком" - Збигневом Пшировским, выпустившим таким образом "в
свет" две поколения польских фантастов, и альманаха "Шаги в неизведанНое" в
издательстве "Искры", обязанного своим возникновением энергии и кропотливой
исследовательской деятельности Леха Енчмыка.
Не зачехляют своего оружия и признанные представители "старшей волны"
- так, именно на последние годы приходится расцвет творчества Конрада
Фиалковского, вдруг ощутившего в себе тягу к романной форме и воплотившего
ее в "Homo divisus" (1979) и "Адаме, одном из нас" (1986), и Адама
ВишневскогоСнерга, готовящего в "Чительнике" к изданию большой роман "Арка"
- четвертую часть пенталогии, начатой им еще в 1971 году знаменитым романом
"Робот", выдержавшим много переизданий в краковском литературном
издательстве - "родном" издательстве Станислава Лема.
Дотошный исследователь добавит к этим вроде бы несомненным признакам
существования и расцвета национальной школы фантастики еще и другие и будет
по-своему прав. Да, в стране уже почти целое десятилетие выходит журнал
"Фантастика", объединивший под своими знаменами (читай: на своих страницах)
талантливых писателей, пришедших на смену безвременно ушедшим из жизни
Чеславу Хрущевскому и Янушу Зайделю или практически выпавшему из
литературного обихода Кшиштофу Боруню: Марека Баранецкого, Виктора
Жвикевича, получившего, кстати, в 1987 году премию XI "Еврокона" в
Монпелье, Эмму Попик, Анджея Кшепковского, Марека Орамуса, Мачея
Паровского, Кшиштофа Коханьского и многих других. Да, произведениями
научно-фантастического жанра теперь, кроме традиционно печатавших их
издательств Познани, Кракова и Варшавы ("Искры", "Чительник", "Ведза
повшехна", "Наша Кщенгарня" и т. д.), охотно интересуются и катовицкий
"Шлёнок", Приморское издательство и многие другие столичные и периферийные
издательства, не говоря уж о журналах, среди которых уже нередко
встречаются те, которые прежде упорствовали в литературной чопорности и
пуританизме.
По-прежнему популярны известные серии "Наступило завтра" "Нашай
Кщенгарни", "SF" Познанского издательства, "Фантастика - Приключения -
Развлечеймя" Государственного издательского агентства, получившая, кстати,
в 1980 году "Премио Эуропа" на V "Евроконе", и т. п. Расширилась сеть
клубов любителей фантастики, участились и без того многочисленные конкурсы
на лучшее фантастическое произведение, всевозможные опросы читателей и
встречи с писателями и кинематографистами, работающими в жанре. Кроме того,
фантастика стала обыденным явлением на радио и телевидении, в кино,
вспомним хотя бы то, что "визитная карточка" новой волны польских фантастов
рассказ Кшиштофа Рогожинского и Виктора Жвикевича "В тени сфинкса"
первоначально был радиопьесой, а фильм "Новые амазонки", с успехом
прошедший по экранам мира (и нашей страны),